Особенности развития речи у детей дошкольного возраста - Логопед-Дефектолог

Go to content

Main menu:

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста


        

       
 А так же ищем логопеда москва, требуется логопед москва.
         Статья Логопеда-Дефектолога
       
 Причины речевых нарушений: москва найти логопеда, логопед прогноз москва.
       
 Небходимость устранения Дислалии в дошкольном возрасте
       
 Профилактика нарушения речи у детей: логопед для ребенка москва.
       
 Этапы формирования артикуляционных и произносительных навыков
       
 Стадии развития интеллекта и речи ребенка: логопед центр москва.
       
 Заикание: логопед в поликлиниках москвы.
    
   Предупреждение нарушений слуха у детей
   
    Нарушения голоса в авито логопед москва.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени  зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе  онтогенеза (развития) параллельно с физическим и умственным
развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенка родного языка проходит со строгой закономерностью  и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которого зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап
речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить  те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г.  4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог   может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появляться первые слова.
Знание закономерного
речевого развития детей необходимо также для правильной диагностики нарушений речи. Так некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звука. Правильно ли это? НЕТ ! Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
И наконец, знани
е законов развитие речи детей в процессе онтогенеза (развития) необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную по преодолению речевой патологии. Например, обучение не говорящих  детей (алаликов), очень важно  знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только тогда он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта. ( логопед на дом, уроки логопеда, урок логопеда, логопед поликлиника, речь логопеда, логопед для взрослых)

  Основные этапы становления речевого развития ребенка:
  1-й – подготовительный этап с момента рождения  до одного года
  2-й – преддошкольный этап предварительного овладения языком от одного до 3х лет
  3-й – дошкольный этап от 3х лет до 7 лет
  4-й – школьный этап

   Характеристика этапов: логопед звук Р, С, Ш, Л, Ж, логопед постановка звука Р, С, Ш, Л, Ж,  
  Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года), в это  время происходит подготовка к  овладению речи.
С момента рождения у  ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата:
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда   к нем
у обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет ( агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п. ). Лепет– это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подр
ажать. Многократные повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги: (
ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-ят, па-па-па и др. ).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (
тик-так, дай-дай, бух ). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей ( запоминания слов и реакция на них ).
В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 мес. появляются реакции на слова ( уже независимо от ситуации и интонации говорящего ).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируются
речь ребенка ( правильная речь окружающих, подражение взрослым и др. ).
К концу первого года жизни появляются первые слова.

  Второй этап – преддошкольный ( от одного года до 3х лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же или
звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты  вот каша ; дай кану ; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа ; нет папы ; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми . Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого,  усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи ( как наши отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные  о росте словаря детей.
Приводим наиболее распостраненные данные о бурном
развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов ( за 6 мес. около 300 слов! ); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов! ).
Значение слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования ( «
Мама, пить мамуле Тата » - Мама, дай Тате попить молоко ). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных,  времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
  Третий этап – дошкольный ( от 3 до 7 лет )
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается
неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственными произношениями,   умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к  4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значение слов еще больше уточняется и во многом обогащаются. Но часто дети еще не верно понимают или используют слова, например  по аналогии с назначении предметов говорят вместо
поливать из лейки « леять », вместо лопатка « копатка » и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о « чувстве языка ». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Корней Иванович Чуковский называл это явление детской персеверацией.
Параллельно с развитием словаря идет и развитее грамматического строя речи. В дошкольный период  дети овладевают
связной речью. Поле трех лет происходит значительное усложнение содержании речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению  структуры предложений. По определению к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение  («
Я куклу в такое красивое платье одела »; « Я стану большим сильным дядей »).
На 5 г. жизни это относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных сложноподчиненных предложений («
Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины »; « Какой-нибудь умны и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют »).
Начиная с этого возраста высказывание детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного
звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
  Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).
Главные особенности
развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи –
письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка
речи ребенка – от восприятия и различия звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс
речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимо определенные условия.
 
Так ребенок должен:
- быть психическим и соматически  здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.

При речевых нарушениях необходима квалифицированная консультация и помощь  логопеда !!!     /логопед Москва/
Прием логопеда в Москве осуществляется по предварительной записи ( телефон, viber, skype, электронная почта ) c 9.00 до 21.00 без выходных.     

логопед
логопед Москва
логопед на дом Москва
логопед в Москве
детский логопед Москва
логопед на Коломенской

Услуги: логопед дефектолог на дом, задержка речевого развития, детский психолог,  врач логопед, логопед видео, школьный логопед, найти логопеда, логопед королев, пройти логопеда, logoped.ru, логопед ru, и так далее.

 
 
Яндекс.Метрика
Back to content | Back to main menu