Заикание - Логопед-Дефектолог

Go to content

Main menu:

Заикание


        

       
 А так же ищем логопеда москва, требуется логопед москва.
         Статья Логопеда-Дефектолога
       
 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
         Причины речевых нарушений
       
 Небходимость устранения Дислалии в дошкольном возрасте: логопед для ребенка москва.
       
 Профилактика нарушения речи у детей
       
 Этапы формирования артикуляционных и произносительных навыков: логопед центр москва.
         Стадии развития интеллекта и речи ребенка логопед в поликлиниках москвы.
    
   Предупреждение нарушений слуха у детей
   
    Нарушения голоса в авито логопед москва.

 ЗАИКАНИЕ:

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношение с окружающими, особенно в детском коллективе.
Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных  звуков и слогов.
Это явление вызывает судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
В современной
логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
По данным ученых, как наших, так и зарубежных, заикаются примерно 2% детей от общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.


 
Причины возникновения заикания:
По этиологическому признаку различают два вида заикания.
Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо огранических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.
• В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.
Причины функционального заикания могут быть различными.
Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка  появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.
У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного
звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).
Возникновение заикания возможно вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.
Часто заикание появляется у детей на фоне общего
недоразвития речи, когда у него не хватает элементарного запаса слов и  грамматических средств для выражения мыслей.
Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.
Заикание может возникнуть и в результате подражания.
Однако названые причины вызывают заикание  не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.
Проявления заикания. Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.
Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональном фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни,  от питания.
Основным внешним признакам (симптомом) заикание является возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительные судороги, тем тяжелее заикание.
 
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАИКАНИЯ  У ДЕТЕЙ:

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду
логопед.
Уже с самого раннего возраста в
развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, является могучим фактором развитие речи, подражание в то же время представляет  и известные опасности.
Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой.
Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.
Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая
речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. В последствии она может привести к заиканию.
Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием , ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует оградить малыша от контактов с заикающимися.
Для нормального
развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, пребывания среди нервных, беспокойных детей. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.
Нельзя слишком перегружать
речь ребенка, форсировать ее без учета взрослых возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.
Следует учитывать что, правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случаи возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы  и нередко приводит к заиканию.
Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто видят детей в кино, театр, цирк, разрешают по долгу смотреть телевизор, чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет. Между тем посещение кинотеатров, интернета без специальной программы,  ребенку дошкольного возраста, не рекомендуется вообще. Сеанс кинофильма в полтора часа очень утомителен для малышей.
Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, компьютера, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.
Вышесказанное отнюдь не означает, что можно полностью исключить посещения театра, цирка, компьютера.  Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, фильма, компьютерными играми и программами, интернет, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.
Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому поможет наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй) , или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле нечего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате – обойдите с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки – подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т. д.
Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередко случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка – левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на входе, - переучивать его вообще
Нельзя !!! Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать снова действовать левой рекой.  Наибольший успех достигает тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, чтобы быть « как все ».     /логопед Москва/

логопед
логопед Москва
логопед на дом Москва
логопед в Москве
детский логопед Москва
логопед на Коломенской

Домашний логопед, логопед найти, ищу логопеда, логопед москва, логопед мастер, логопед плюс, логопед для взрослых москва, логопед дефектолог для взрослых, логопед для взрослых на дом, детский логопед, занятия с логопедом, неговорящие дети, логопед дефектолог для детей, логопед звук, заикание у детей, занятие с логопедом дефектологом, репетитор логопед, занятие с логопедом, логопед на дом.

 
 
Яндекс.Метрика
Back to content | Back to main menu